Мозаика существует уже более 5 тысячелетий, первые известные человечеству образцы были найдены в 3000 г. до н.э., в Древней Месопотамии. Тогда назначение мозаики было преимущественно декоративным. Ее использовали шумеры в качестве украшения самых важных мест — дворцов, храмов, домов привилегированных членов общества.
Возможности поверхностей, оформленных мозаикой, по достоинству оценили в Древней Греции. Там мозаику использовали уже не только для создания узоров и декорирования, но и в качестве отделки пола, стен, потолка. Мы понимаем античных греков, ведь мозаика известна долговечностью и практичностью. Доказательства налицо: именно поэтому мы можем любоваться фригийской мозаикой из необработанной гальки по сей день, хотя ей уже более 3 тысяч лет.
Говоря современным языком, мозаика в Древнем Риме заслуживает титула топового тренда в украшении домов, храмов, общественных терм. Римские патриции любили украшать свои виллы мозаичными панно, часто встречались изображения собак. Обычно мозаичных псов размещали у входа в дом по двум причинам: или в качестве символа защитника дома (видим отсылку к мифологическому Церберу), или как античную интерпретацию знакомой нам таблички «Осторожно, злая собака».
Искусствоведы сходятся во мнении, что на новый уровень мозаику вывели мастера Византии. Во-первых, вместо камня они начали использовать смальту — непрозрачное стекло различных цветов. Появившаяся полихромия существенно расширяла простор для творчества. Во-вторых, византийские мастера научились располагать элементы мозаики под разными углами наклона — так, чтобы поверхность выглядела фактурной. Такой прием наряду с пропускающими свет кусочками смальты и сусальным золотом преображал пространство: светотень играла с наблюдателем, оживляя изображенные сюжеты. Описывать этот эффект сложно, лучше увидеть — предлагаем начать с мозаики в мавзолее Галлы Плацидии, который сохранился до наших дней в городе Равенне недалеко от Венеции.
Мозаичная техника была знакома древнерусским мастерам, она украшает убранство Софийского собора и других храмов Киевской Руси. Но настоящий бум мозаики случился в XIX веке, центром ее возрождения стал Петербург. Это закономерно, ведь во влажном морском климате этого города мозаичные произведения, которые еще называют «вечной живописью».
Их использовали и в убранстве храмов (Исаакиевский собор и Храм Спаса на Крови — шедевры мозаичного искусства), и для декорирования фасадов зданий, и для изделий в стиле, который позже получит название «русская мозаика» (когда предмет выглядит так, будто сделан из монолитного камня, а на самом деле оклеен точно подогнанными тонкими пластинами).
Фрагмент библейского сюжета, изображенного в мозаичной технике, Храм Спаса на Крови. Источник: Fotokto
Малахитовая комната в Эрмитаже. Источник: музей Эрмитаж
В советские времена мозаика становится культовым приемом монументального искусства. Ею украшали фасады жилых и административных зданий, университетов и научных институтов, предприятий и домов культуры. Есть мнение, что широкое распространение мозаика получила благодаря Никите Хрущеву, антисталинская кампания которого коснулась и архитектуры. Никита Сергеевич призывал избавляться от лишнего декора: лепнины, капителей, портиков и других составляющих сталинского ампира. Альтернативой стала мозаика — роскошь, получившая благословение аскетичного советского рационализма.
Сейчас мозаика развивается как отделочный материал. Появляются новые технологий производства, в том числе гидроабразивная и лазерная резка. Все это позволяет высекать тонкие фигурные элементы, играть с практически неограниченной цветовой палитрой, текстурами и фактурами, а еще создавать целые картины в духе гиперреализма.
Команда Studia 54 любит мозаику. Она – прекрасный отделочный материал: долговечная, экологичная, устойчивая к влаге, не выцветает и не лишается блеска, а еще она позволяет оживить и облагородить пространство.
Мозаика прекрасно вписывается в интерьеры кухонь, санузлов, террас, лаунж- и спа-зон. В проекте загородного дома в Латвии, мы использовали мозаику от компании Sicis, премиального итальянского бренда, который использует мрамор, кварцит, муранское стекло, нержавеющую сталь и даже золото. Производство бренда Sicis находится в итальянской Равенне — колыбели византийской мозаики.
Мозаичное панно в интерьере от Studia 54
Мозаичная отделка душевой зоны в интерьере от Studia 54
Технологии отделочных материалов развиваются, но мозаика в интерьере по-прежнему остается привилегией, доступной немногим. Панно на стене позволит почувствовать себя то ли патрицием, то ли человеком, который оставит наследникам что-то вневременное. Классические цветочные мотивы или абстракция переживут моду и останутся с вами навсегда – если, конечно, вы этого захотите. Если захотите – вы знаете, к кому обращаться.